Несколько дней назад я общался с новой клиенткой, заказавшей составление своей родословной. Клиентка – именитый петербургский искусствовед, историк, писатель – опубликовала книгу об истории моды девятнадцатого века и на встрече позволила мне пролистать её труд. Я сам всегда увлекался течениями моды на одежду и в разговоре вспомнил своё самое первое генеалогическое исследование, которое провёл много лет назад!
Ещё будучи 14-летним мальчишкой, я любил посещать подвал нашего старого дома. Сколько всего интересного там хранилось под толстым слоем пыли и паутины! Кроме меня туда заходила лишь моя мама, находившая там обломки антикварной мебели, которые несла к реставратору и возвращала к новой жизни…
Но меня, во времена до прихода Интернета, привлекали там огромные залежи самых разных книг! Перекопав всю подвальную библиотеку и перечитав все книги об истории, я обратил свой взгляд на лежавшие в глубине книжных полок красные широкоформатные папки, завязанные тряпичными ленточками. Внутри я обнаружил множество наклеенных картинок, зарисовок, печатных текстов. Это были эскизы рекламы сигарет фирмы «Astor» самого начала 1960-х годов. Выбрав все картинки одного мне наиболее понравившегося иллюстратора, я бережно хранил их много лет, время от времени любуясь их эстетикой.
Пятнадцать лет спустя в моей жизни не стало ни дома, в котором я обнаружил эти картинки, ни семьи, которая смогла бы мне назвать имя художника или рассказать больше о том, как эти красные папки оказались в нашем подвале.
Но в один прекрасный день 2010 года, я увидел афишу выставки гамбургского «Museum der Arbeit» (музея работы) с иллюстрацией именно «моего» художника! Я немедленно связался с сотрудником музея, курировавшим эту выставку на тему рекламы 60-х годов. Хоть он и назвал мне имя иллюстратора – Max Hoff (Макс Хофф) – но полностью удовлетворить моё любопытство он не смог. Зато я очень благодарен ему, что он обеспечил мне доступ к архиву музея, где я смог просмотреть хранящиеся там иллюстрации моего «героя». В благодарность я вызвался провести исследование жизни художника – ведь наступила эра Интернета!
Мой архивный поиск начался в гамбургской университетской библиотеке, где хранились мемуары основателя агентства, нанявшего Макса Хоффа на иллюстрацию рекламной кампании сигарет фирмы «Астор». Информация из книги вывела меня на бывшего сотрудника, который в 2010 году уже стал почтенным основателем своей собственной рекламной фирмы. На момент проведения нашего интервью он бы в очень почётном возрасте, но его память была свежа, и он рассказал мне много интересного о Максе, которого он знал лично. Далее я вышел на профессора кембриджского Университета Истории Дизайна, перенаправившего меня в «Национальную Библиотеку Искусств», часть лондонского «Victoria & Albert Museum». Там нашлись самые первые работы Макса, опубликованные в голландских журналах середины 30-х годов. А под конец исследования, в списках лондонских жителей времён Второй Мировой войны, я выявил и состав семьи иллюстратора и имена его супруги и сына, о которых Макс предпочитал не рассказывать своим заказчикам, поддерживая свой образ заядлого холостяка-плейбоя.
Сотрудник гамбургского музея дополнил лишь малой частицей моей работы свою выставку. Но я посчитал, что стоит сохранить память о Максе, как выдающимся иллюстраторе и опубликовал результаты своего исследования в форме энциклопедической статьи на Википедии на (английском) и (немецком) языках. С тех пор эта информация перепечатывалась много раз.
А для меня это стало первым раскрытием семейной тайны из многих, с которыми мне довелось повстречаться профессионально.